Один рабочий день семейного врача

Уметь распознать симптомы заболевания любого органа, держать руку на пульсе инноваций в медицине, знать каждого из двух тысяч своих пациентов, помнить истории болезней их семей, постоянно поддерживать с ними контакт, быть готовым оказать помощь даже в нерабочее время – все это обязанности семейного врача. Как же один человек может быть настолько универсальным специалистом и умещать в сутки такое количество задач? Чтобы изнутри узнать особенности этой профессии, я провела один рабочий день с врачом общей практики семейной медицины Центра первичной медицинско-санитарной помощи № 1 Натальей Антоновной Загорулько.

Рабочий день семейного врача начинается в половине восьмого утра с приема пациентов. То утро, когда я наблюдала за работой Натальи Антоновны, выдалось ветреным и дождливым, поэтому пациенты шли не слишком активно, но все-таки до обеда доктор осмотрела десять человек. В более погожие дни осмотров бывает около двадцати. А всего под наблюдением у Натальи Загорулько пребывают почти две тысячи пациентов.

Талоны на прием выдаются через электронную систему, на каждого человека отводится по 20 минут.

– Есть пациенты с короткими просьбами, которым достаточно уделить несколько минут, а есть со сложными заболеваниями, когда и двадцати минут мало, – рассказывает семейный врач после очередного приема. – Нужно и осмотреть человека, и пообщаться с ним обязательно, особенно если человек одинокий и в общении нуждается.

Пока Наталья Антоновна слушает жалобы и осматривает больного, медсестра Валентина Ивановна вносит данные в компьютерную программу. Врач берет один медицинский прибор за другим: меряет давление, пульс, шумы в органах, проверяет размеры щитовидной железы. В непринужденных беседах с пациентами Наталья Антоновна выуживает важные детали. Вот девушка с простудой отрицательно отвечает на вопрос о болях в желудке, но через минуту невзначай упоминает пролеченную в прошлом язву – доктор тут же вычеркивает из назначения неподходящий препарат и заменяет на другой.

Осеннее похолодание дает о себе знать, и большая часть пациентов жалуются на простуду и артериальное давление.

– Резко стало холодать, люди еще не знают, как им правильно одеваться, некоторым тяжело резко перейти на осенний вариант одежды, – объясняет мне Наталья Антоновна. – К тому же в связи с тем, что спала жара, у многих стало повышаться давление. А люди не всегда вовремя принимают таблетки, и у них случаются гипертонические кризы и инсульты.

Обычно прием пациентов в поликлинике Наталья Загорулько проводит до 13.00. Потом еще час рабочего дня семейный врач ездит по вызовам. Возможность проехаться на служебном авто с надписью «Медична допомога» выпала и мне.

Вызов на дом к 82-летней пациентке с ревматоидным артритом. Дверь открывает дочь Лидии Ивановны, она с радостью встречает доктора, ведет нас к рукомойнику и в комнату к больной. Пока врач проводит осмотр, Наталья Леонидовна Лебедь жалуется, что прекратилось государственное финансирование препарата, который они с матерью должны каждый день принимать от артрита, а при двух небольших пенсиях его покупать невозможно:

– Вот сейчас мы пригласили семейного врача, к которой у нас нет ни одной претензии, мы очень довольны ее работой. Но она же не может нам этот препарат купить, и мы все равно болеем только потому, что не принимаем положенное.

После двух часов дня, уже в нерабочее время, Наталья Антоновна также может посещать своих пациентов, которые нуждаются в оказании помощи на дому: провести медицинские манипуляции. Работает семейным врачом с 2012 года, до этого 12 лет была терапевтом – но даже при стаже в 20 лет необходимо постоянно повышать свою квалификацию, поэтому и досуг ее часто связан с профессией.

– Сейчас время информационных технологий, обилие информации, есть возможности для беспрерывного развития врача, – отмечает Наталья Антоновна. – Мы можем онлайн слушать какие-то лекции, читать статьи, чтобы быть в курсе новых технологий, новых препаратов. Это обязательная часть работы и даже досуга. Времени у нас порой на всех не хватает, но, тем не менее, без самообразования никак нельзя.

Пообщаться с собственной семьей семейному врачу чаще всего удается только вечером. Я удивляюсь: как можно соблюдать баланс между работой и личной жизнью при таком графике?

– Балансирую, – с улыбкой отвечает моя собеседница. – Наверное, больше в пользу работы. Потому что с частью каких-то домашних дел могут помочь муж и дети, а на работе приходится рассчитывать только на себя. Естественно, у наших пациентов всегда есть возможность связаться с нами в нерабочее время — в случае каких-то серьезных ситуаций. Чувство безопасности, контакт с врачом играет большую роль: когда пациенты видят нашу заинтересованность, чувствуют обратную связь, они лучше следуют назначенному лечению и здоровому образу жизни.

Наша справка

Центр первичной медицинско-санитарной помощи № 1 работает с 8.00 до 17.30, он состоит из шести амбулаторий, две находятся в городах Приволье и Новодружеск, одна в районе завода «Пролетарий» (поликлиника им. 10 лет Октября»), две амбулатории расположены в центральной поликлинике имени Титова, шестая амбулатория – педиатрическая. Центр первичной медицинско-санитарной помощи № 1 обслуживают 33 терапевта, педиатра и семейных врача. На сегодняшний день зарегистрировано и подписано пациентами 44 тысячи 644 декларации. Возглавляет Центр главный врач Тамара Николаевна Яицкая.

Виктория Резниченко

Врач общей практики семейной медицины Центра первичной медицинско-санитарной помощи № 1 Натальея Загорулько

1 thought on “Один рабочий день семейного врача

  1. Наталья Антоновна — это доктор с большой буквы, человек с самым добрым сердцем! Спасибо Вам большое за Ваш бесценный труд!!!

    Like or Dislike: Thumb up 0 Thumb down 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.