Будни лисичанского предпринимателя: один день с владельцем кондитерского цеха

Каков в вашем представлений рабочий день предпринимателя? У кого-то словосочетание «собственное дело» ассоциируется со свободным графиком и подсчетом прибыли, у кого-то – с постоянными рисками и составлением планов. Чтобы увидеть воочию, чем наполнены трудовые будни бизнесмена, я провела день в кондитерском цехе «Кураж» и понаблюдала за работой его руководителя – Сержика Левики Арусханяна.

Конечно, одна из отличительных черт предпринимательской деятельности – самостоятельность, инициативность, личный риск, прочем эти принципы закреплены и в нормативно-правовом порядке. Так и у руководителя кондитерского цеха нет определенного рутинного графика, ненормированный рабочий день, но все же один пункт неизменен – ежеутренняя планерка с работниками.

С такого совещания начался и день моего визита. Технолог доложил о том, какие заявки поступили на сегодняшний день оператору. На основе этих заявок составили план выполнения работ. Задачи распределили по бригадам и каждому бригадиру дали наряд: сколько и каких тортов, пирожных и печений сегодня нужно произвести. Кондитеры идут на свои рабочие места, а Сержик Арусханян рассказывает мне о своем графике:

– Распорядка определенного нет, он формируется по мере поступления вопросов. Обычно в него входят контроль производства и продукции, общение с трудовым коллективом, практически ежедневно – встречи с коммерческими партнерами. Бывает и такое, что остаюсь на предприятии сутками.

Мой собеседник время от времени лично наведывается к бригадам, чтобы проконтролировать рабочий процесс. Я тоже иду посмотреть на цех, и производственные помещения обволакивают меня дурманящим запахом выпечки и сладостей.

Кондитеры распределены на несколько бригад, у каждой из которых свои функциональные обязанности. Одна делает полуфабрикаты, которые после идут на выпечку, другая – прослаивает торты кремами, а третья уже наносит последние штрихи, оформляя кондитерские изделия. Завершается цикл создания тортиков помещением изделий в холодильные камеры, настроенные на специальный температурный режим и влажность.

В течение дня руководитель цеха сам лично проводит органолептические исследования продукции. Оценивает бисквиты, кремы и готовые изделия на внешний вид, структуру, запах и вкус.

Я оказалась не единственным гостем предприятия в то утро – на экскурсию приехали дети из Лисичанской общеобразовательной школы № 2. Они тоже посмотрели весь процесс производства, начиная с выпечки и заканчивая отделкой. Дети задавали кондитерам много вопросов об их работе, просили объяснить, из чего делаются кремы, коржи, как из мастики получается вылепить листок. После экскурсии с ребятами побеседовали о будущем выборе профессии.

Вернувшись в свой кабинет, предприниматель занялся документацией. Постоянно необходимо перепроверять внутренние нормативные документы.

– Иногда в рабочий график добавляется прием от контрагентов обращений и претензий, если есть таковые, – отмечает Сержик Арусханян. – Стараемся, чтобы жалоб не было, но это жизнь, иной раз случаются форс-мажорные ситуации. Например, поломки автомобилей, которые перевозят продукцию. Чтобы возобновить транспортировку нужно время, и поэтому время доставки продукции до торговой точки, естественно, затягивается, что контрагентов не устраивает.

Также руководитель цеха каждый день мониторит информацию о конкурсах, выставках, ярмарках.

– Если где-то организовывают публичные мероприятия, непосредственно связанные с выставкой нашей продукции, мы стараемся участвовать, не пропускать, – говорит мой собеседник. – Недавно, 8 ноября, мы участвовали в ежегодной выставке «Схід-Експо», которая проходит под эгидой ПРООН. Наш кондитерский цех не первый год с гордостью представляет продукцию Луганщины на этом мероприятии. Кроме того, выставка полезна в коммерческом плане: мы заключили предварительные договоры с поставщиками сырья.

Помимо поставщиков и контрагентов, предприятие поддерживает связь с центром занятости и с профессиональными училищами, предоставляет практикантам возможность проходить учебную практику. Также руководитель ищет учебные учреждения, где можно повышать квалификацию своих сотрудников. Недавно подали заявку на обучение в высшем учебном заведении в Киеве – в Институт последипломного образования Национального университета пищевых технологий, куда командируют для повышения квалификации технолога и коммерческого директора.

Я поинтересовалась у Сержика Арусханяна, как он сам обучался ведению бизнеса.

– В 1993 году я закончил Донецкий государственный университет по специальности «Менеджер», предпринимателем являюсь с 2004 года, – ответил он. – В вузе, конечно, получил теоретические знания, но основные навыки и методы приходят только с практикой. В предпринимательскую деятельность нужно вливаться на свой страх и риск, потому что нередко возникают обстоятельства, которые не поддаются теоретическим планам и расчетам.

Проблемных обстоятельств, которые встают перед владельцами бизнеса, в Лисичанске немало. Самыми первым при обсуждении препятствий мой собеседник упоминает высокие тарифы на электроэнергию при отсутствии льгот для производителей продукции. Вторая проблема – кабальные кредитные ставки для предпринимателей в украинских банках. А также цеху не хватает специалистов.

– Мы ощущаем, что идет отток кадров. Одна из причин в том, что мы не в состоянии платить ту заработную плату, которую специалисты могут получать, допустим, в Польше, – отметил руководитель цеха. – При этом зарплаты на нашем предприятии зависят от потребительской способности граждан. В этом году в сравнении с прошлым выручка намного меньше. Возможно, это из-за задержки заработной платы шахтерам – ведь они составляют основу населения Лисичанска. Да и пенсии у многих минимальные, что тоже не дает людям возможности покупать торты или пирожные.

К концу рабочего дня я спросила у Сержика Левики, какие, по его мнению, качества и навыки нужны предпринимателю для успешного ведения бизнеса.

– Самое главное – готовность идти на риск. Не пугаться, если что-то не получается в определенный период, не опускать руки, – ответил он. – Также правильный расчет и умение ориентироваться в потребительском рынке. Ну и, естественно, добросовестность. Предприниматель должен вести свою деятельность, учитывая и гуманные принципы, а не только экономические, обязан учитывать не только свои материальные интересы, но и интересы потребителя. Важно быть полезным для общества.

Виктория Резниченко

Об авторе admin