«Хотелось принести в город другую культуру»: история успеха небольшой кофейни

Встречи и общение в уютных кофейнях, кофе с собой по пути на работу, на учебу, во время прогулки стремительно влились в жизнь украинских городов. В Лисичанске же культуре кофепития еще есть куда расти – и в этом увидел перспективу для бизнеса молодой предприниматель Олег Русин, ныне владелец сети кофеен Holiday Club. Мы поговорили с ним о том, как малый бизнес чувствует себя в нашем городе, как на работу повлиял карантин и в чем залог успешного предпринимательства. 

Олег Русин на открытии второй кофейни

Карантинные ограничения в очередной раз ослабили, кафе и ресторанам разрешили отворить двери для посетителей – и мы беседовали за столиком кофейни на проспекте Победы. Это уже вторая точка сети. Первая была открыта на улице им. В. Сосюры три с половиной года назад.

«Идея возникла после тренинга по развитию бизнеса, – рассказал Олег. – Я понял, что должен быть чем-то полезен для лисичан, должен создать что-то альтернативное тому, что у нас есть. Хотелось принести в город другую культуру. Ведь раньше в Лисичанске были только заведения с алкоголем. Пришла такая мысль: создать место для безалкогольного отдыха, с настольными играми, где молодежь может провести время вечером». 

Воплотить идею в жизнь помогло участие в конкурсе грантов. Осенью 2016 года предпринимательскую инициативу Олега Русина поддержали Программа восстановления и налаживания мира ПРООН и Правительство Великобритании – они выделили большую часть необходимых средств на открытие кофейни. Позже благоустраивать заведение и расширять ассортимент помогла еще Международная организация по миграции. А недавно в рамках Программы ООН по восстановлению и развитию мира, но уже при финансовой поддержке Правительства Польши, открылась вторая кофейня, и Holiday Club стала сетью.

«Кофе – это определенная культура, – объяснил предприниматель мотивы своего дела. – У нас культура пить кофе довольно-таки развита, но не развита культура пить хороший кофе, и вообще понимание кофейных напитков. При том, что кофе здесь пьют много, но хорошего элитного кофе пьют мало. И наша задача – доносить до людей, что такое хороший кофе. Поэтому три года назад я начал этот бизнес, о чем не жалею: все успешно получается».

Однако продажа кофе – не единственная цель. В кофейне время от времени устраивают детские мероприятия с друзьями-аниматорами, которые тоже начали деятельность с помощью грантовой программы. По словам Олега, «грантовики» в Лисичанске дружат между собой, обмениваются опытом, среди них уже сложился особый постоянный круг людей, которые друг друга понимают, с которыми есть о чем поговорить, поделиться, поддержать в развитии.

Без взаимной поддержки действительно трудно, ведь в Лисичанске покупательская способность невысокая, и малый бизнес сталкивается с множеством вызовов. «Нужно сделать выбор ценностей: что ты хочешь получить? Если для тебя в бизнесе только материальные моменты важны, я думаю, здесь сложно развиваться в таких форматах, как мой, – сказал Олег. – А если хочется чего-то большего, чем материальная прибыль, воплощения какой-то идеи, миссии, хочется развивать культуру в родном городе, то стоит бороться и упорно решать свои проблемы».

Серьезных проблем добавил и карантин из-за пандемии COVID-19. Несколько месяцев карантинных ограничений точно принесут кофейням негативные финансовые последствия, но предприниматель уверен, что с ними можно справиться: «Конечно, морально очень тяжело три месяца провести в таких условиях, когда ты вообще не можешь нормально работать, и при этом все же работаешь и делаешь вид, что все хорошо. Но все в наших руках, главное – понимать, ради чего ты это делаешь, куда стремишься. Сотрудники получили выплаты по частичной безработице от государства. Это тоже порадовало, что у людей есть хоть какие-то социальные гарантии».

Кофейни обеспечивают городу шесть рабочих мест. Однако до карантина в сети было четыре сотрудника, а планы взять на работу еще людей пришлось отложить. Владелец сети и сам работает за стойками своих заведений. Все новоустроенные работники обучаются специфике дела, учатся разбираться в кофе и в модных веяниях кофеварения.

«Кто-то устраивается к нам на работу уже с опытом. Если же человек без опыта, учим своими силами, и наши партнеры по обжарке кофе тоже помогают нам в этом, – объяснил Олег. – Постоянное обучение новому – это очень важно. То есть бизнес не ведется так просто: открылся и все, ждешь, когда к тебе придут гости. Это непрерывная работа, развитие, рост, и только тогда можно получить отдачу. В этом вся суть, и это приносит больше удовольствия, чем просто монотонный бизнес».

Краткосрочные планы на будущее: войти в рабочее русло после ограничений и бросить все силы на развитие второй кофейни, которая открылась буквально перед карантином. А в долгосрочной перспективе: развитие сети кофеен, возможно, даже в других городах.

В конце нашего разговора я попросила совета для тех, кто хочет открыть свое дело. «Из своего опыта могу сказать, что я рекомендую хорошо проработать все риски, – ответил мой собеседник. – Продумайте, что вы будете делать на том или ином этапе, если что-то пойдет не так. Это очень важно. И, конечно, если хочешь открыть свое дело, в первую очередь нужно действовать. Нужно начинать с себя, что-то делать, что-то менять – от этого зависит развитие и города, и всей страны. Если каждый двигается хоть по маленькому шагу, в целом будет положительная динамика. Главное – ничего не бояться, прыгать в этот омут с головой, делать все, что в твоих силах, выкладываться по максимуму, и тогда что-то будет получаться». 

Виктория Резниченко

Об авторе admin