Бренд из Лисичанска: как в нашем городе шьют детскую одежду европейского качества

Лисичанск, к сожалению, давно перестал быть индустриальным центром. Однако есть в городе предприниматели, которые хотят изменить ситуацию и вернуть промышленность на путь развития. Один из примеров – производитель детской верхней одежды «Be easy». Корреспондент «Нового пути» побывала на предприятии и расспросила его директора Дмитрия Косилкина о том, как строится бизнес, как приспосабливаются к условиям карантина и чего в Лисичанске не хватает для развития предпринимательства.

Дмитрий Косилкин с супругой Марией

Семейное дело

Когда я зашла в швейный цех, осознала, что и в легкой промышленности не обходятся без сложной техники. Мне показали лазерный плоттер, прессы для автоматической установки фурнитуры и сшивания липучки, автоматические швейные машины – всего 15 единиц специального оборудования. А начиналось все с трех швейных машинок и самодельного раскройного стола.

«Начало было в 2014 году. У нас с женой родился ребенок, и мы пытались найти ему качественную, удобную одежду. Как раз в то время случился очередной кризис, курс евро сильно подскочил, и европейская одежда стала не по карману, – вспомнил Дмитрий Косилкин. – Тогда мы решили попробовать самостоятельно делать комфортную одежду для своего ребенка. Одну партию пошили в ателье, но ее качество нам не понравилось, и поэтому в 2015 году мы купили первые швейные машинки, сделали раскройный стол своими руками, сшили первые пробные партии и потихоньку начали развиваться».

С тех пор Косилкины ведут семейный бизнес. Дмитрий – директор предприятия, а его супруга Мария занимается продажами, рекламной деятельностью, пиаром и маркетингом.

Помощь западных партнеров

 «Сейчас, по прошествии определенного времени, мы понимаем, что с коленок подниматься очень сложно, – отметил предприниматель. – Три машинки, пара рулонов ткани, утеплитель и какая-то фурнитура – этого для начала может быть и достаточно, но формирование собственного бренда требует более серьезных инвестиций. Для нас изначально достаточной была сумма в десять тысяч долларов. Но сейчас я понимаю: чем масштабнее планы, тем более крупные финансовые вложения нужны».

За дополнительным финансированием обращаются в банки, у предприятия есть открытые кредитные линии, а также большим подспорьем стали гранты от ПРООН и USAID. По первой заявке в 2017 году получить грантовую помощь по программе ПРООН не удалось, но на следующий год попытались снова – и на этот раз удача улыбнулась. Грант использовали для покупки автоматических швейных машин и лазерного плоттера, а вскоре выиграли конкурс на еще один грант от ПРООН: купили станок для проклейки молний, чтобы делать водоотталкивающую молнию, и автомат для сшивания липучки. Все это оборудование значительно экономит время. Например, на сшивание липучки раньше уходила одна минута, а сейчас эта работа выполняется за 12 секунд.


Идет работа в швейном цеху

«Во время второго проекта к нам приезжала делегация от ПРООН, консул из Германии. Они увидели, что мы не стоим на месте, развиваемся, и для них это очень важно: бизнес не должен получить помощь и сразу после этого закрыться, – рассказал Дмитрий. – У нас 90% прибыли вкладывается в постоянное развитие. Мы автоматизируем процессы, внедряем философию бережливого производства – это значительно сокращает расходы и уменьшает себестоимость продукта».

Сейчас у компании в процессе освоение гранта от USAID: покупка карманного автомата, еще одного автомата для шитья по контуру и станка для фигурной закрепки.

От дизайна до продажи

Лисичанский производитель зарегистрировал собственную торговую марку. Под брендом «Be easy» создают коллекции детской одежды. Разрабатывают модели и готовят лекала внештатные дизайнер и конструктор. Заказывают отрезы тканей, создают пробную коллекцию, подбирают фурнитуру, делают корректировки, а после этого запускают коллекцию в массовый пошив.

Реализовывается продукция пока только на территории Украины. Международный рынок открыт, но, по словам Дмитрия, попасть туда сложно, потому что для экспорта нужен сертификат соответствия: «Он подразумевает, что продукция должна минимум на 90% состоять из украинского сырья. Легкая промышленность как таковая в Украине слабо развита и практически не развивалась после распада Советского Союза. Фабрики по производству мембранных тканей есть, но они настолько отстали от современных требований, что их продукция нам не подходит. Ткань получается достаточно грубая, и детям в ней некомфортно. Поэтому сырье у нас китайское, но по возможности стараемся поддерживать и национального производителя: используем утеплитель, молнии от украинских компаний, потому что мы сами производители и понимаем, как сложно выживать в условиях рыночной экономики».

Испытания карантином

Предпринимательское дело никогда не обходится без подводных камней, которые невозможно предусмотреть. В этом году самой масштабной проблемой стал коронавирус.  Карантин сильно повлиял на деятельность компании: в марте закрылись многие магазины детской одежды. Теперь же опасаются новой волны эпидемии осенью, и, если раньше лисичанский производитель сотрудничал с пятнадцатью магазинами, то сейчас оптовый заказ есть только от одного. Держаться на плаву позволил собственный интернет-магазин и сотрудничество с другими онлайн-площадками.

«Продажи у нас очень сильно упали, но мы смогли перестроиться. Первое время пытались отшивать маски, но тут нужно было переступать этический порог, когда себестоимость маски получалась двадцать гривен, при том, что раньше в аптеке ее продавали за полторы гривны. Потом, так как мы являемся членами организации «Донбасс Фешен Кластер», нам дали заказ на медицинские халаты, – рассказал мой собеседник. – Сейчас понемногу рынок оживает, мы шьем свою коллекцию. Конечно, объемы производства сильно сократились, некоторые сотрудники рассчитались и ушли на биржу. Это большой удар не только по нашей компании. Проблема одна для всех, и в одиночку сложно будет выйти из этой ситуации, поэтому ищем партнеров, интегрируемся с другими предприятиями – это помогает пережить трудное время».

Стараются взаимодействовать с местным бизнесом во всем, в чем возможно: у лисичанской рекламной компании заказывают рекламную продукцию и картонные бирки для одежды, оргтехнику покупают у наших предпринимателей.

«Ведь как работает экономика: если деньги остаются внутри региона, тогда налоги идут в местный бюджет, регион развивается, и поддерживается так называемая «экосистема», – объяснил Дмитрий Косилкин. – Такую философию я почерпнул из книги Генри Форда «Моя жизнь». Как действовал Форд: строил завод, трудоустраивал туда человека, потом его жену, а потом давал им возможность купить автомобиль его производства. При заводах строились магазинчики – это тоже рабочие места для людей. Создание и развитие «экосистемы» очень важно для региона».

Главное — образование

Сам Дмитрий по образованию инженер, а секреты предпринимательской деятельности узнает методом проб и ошибок. В планах получить степень МВА (от англ. Master of Business Administration – магистр делового администрирования), пока же основные источники информации – тренинги, журналы и интернет-ресурсы.

«Бизнес-школы MBА рассчитаны больше на крупные предприятия, а в ведении мелкого бизнеса есть свои «грабли». Наступать на них больно, но если все равно продолжаешь свое дело, понимаешь, что делаешь продукт для людей, и вкладываешь в него душу, в итоге получаешь признание на рынке, – поделился советом лисичанский предприниматель. – Почему Европа быстро движется вперед? Потому что есть бизнес-образование. Чтобы заниматься бизнесом, нужно хоть немного в нем разбираться. Хотя бы посещать семинары, курсы, читать книги и обязательно найти себе ментора, который будет помогать советами. Этого в нашем городе очень не хватает. Поэтому есть идея через год-полтора, когда преодолеем кризис, вместе с местным общественным объединением заняться развитием предпринимательства в Лисичанске».

Виктория Резниченко

Об авторе admin